Модульная Программа Народные инструменты

Структура программы
I. Пояснительная записка
II. Планируемые
общеразвивающей
инструменты»

результаты освоения учащимися дополнительной
общеобразовательной
программы
«Народные

III. Учебный план
IV. График образовательного процесса
V. Программы учебных предметов
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения учащимися
дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты»
VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности

I. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в
области музыкального искусства «Народные инструменты» (далее – ДООП
«Народные инструменты») устанавливает обязательные требования к
минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.
ДООП «Народные инструменты» разработана на основе Рекомендаций
по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств, утвержденных
приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 №
191-01-39/06-ГИ, а также с учетом лучших традиций художественного
образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных
представителей).
Целью программы «Народные инструменты» является создание
условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей, овладение детьми духовными и
культурными ценностями народов мира.
Данная цель достигается с помощью последовательного решения ряда
задач.
Образовательные задачи:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на народных
инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- обучение детей основам сольного и ансамблевого музицирования.
Развивающие задачи:
- формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- развитие у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации,
приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою
домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей
учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду;
- развитие творческой деятельности
учащихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.),
организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.).
Воспитательные задачи:
- воспитание у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок
и потребности общения с духовными ценностями;
-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;
- воспитание навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в
образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определения наиболее эффективных
способов достижения результата.
В основе программы лежат следующие педагогические принципы:
- принцип личностно-ориентированного подхода нацеливает педагога на
развитие учащегося в соответствии со способностями и возможностями,
базируется на проявлении уважения к личности ребенка и создания
комфортной атмосферы, способствующих проявлению творческих
способностей;
- принцип деятельностного подхода предполагает включение в активную
деятельность и ученика, и педагога;
- принцип вариативности определяет способы и методы обучения и
воспитания, выбор музыкального материала, организацию занятий в
зависимости от возможностей детей;
- принцип непрерывности позволяет выстроить образовательное
пространство, логично организовать занятия, помочь определить
индивидуальный маршрут ребенка.
Сроки и условия реализации программы
Срок освоения ДООП «Народные инструменты» для детей,
поступивших в бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств № 8» города Омска (далее – ОУ) в
первый класс, составляет 4 года.
Требования к условиям реализации ДООП «Народные инструменты»
представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям с целью
достижения планируемых результатов освоения данной образовательной
программы.
ДООП «Народные инструменты» реализуется в ОУ параллельно с
дополнительными
предпрофессиональными
общеобразовательными
программами в области искусств (далее – ДПОП). Для обеспечения
сбалансированной организации образовательной деятельности в ОУ
установлены общие для ДООП и ДПОП временные сроки по
продолжительности
учебного
года,
каникулярного
времени:
продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность
учебных занятий 34-35 недель, в течение учебного года продолжительность
каникул – не менее 4-х недель. Продолжительность летних каникул – не

менее 13 недель. Продолжительность академического часа по ДООП
составляет 40 минут.
Для
реализации
ДООП
«Народные инструменты» в ОУ
предусмотрены аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
При этом аудиторные занятия проводятся по группам (групповые и
мелкогрупповые занятия) и индивидуально.
Количество учащихся при групповой форме занятий — от 11 человек,
при мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек.
Объем самостоятельной (домашней) работы учащихся в неделю по
учебным предметам ОУ определяет самостоятельно с учетом параллельного
освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования).
Реализация ДООП «Народные инструменты» в ОУ обеспечивается
учебно - методической документацией (учебниками, учебно - методическими
изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем
учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может
быть использована учащимися на выполнение домашнего задания,
просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений
культуры (театров, филармоний, концертных залов, музеев и др.), участие
учащихся в творческих мероприятиях, проводимых ОУ.
Выполнение
учащимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем и обеспечивается учебно-методическими материалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному
предмету.
Оценка
качества реализации ДООП
«Народные инструменты»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию учащихся. Положения о текущем контроле знаний,
промежуточной и итоговой аттестации учащихся являются локальными
нормативными актами ОУ, которые принимаются педагогическим советом и
утверждаются директором ОУ.
ОУ разрабатывает критерии оценок промежуточной аттестации,
текущего контроля успеваемости учащихся, итоговой аттестации. С этой
целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам
общеразвивающей программы и ее учебному плану.
Реализация ДООП «Народные инструменты» обеспечивается доступом
каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и
видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов
учебного плана.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам.
Качество реализации ДООП «Народные инструменты» обеспечивается
за счет:
-доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей
(законных представителей) содержания общеразвивающей программы;
-наличия комфортной развивающей образовательной среды;
-наличия качественного состава педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемого учебного предмета.
Доля
преподавателей,
имеющих
высшее
профессиональное
образование, должна составлять не менее 10 процентов в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ДООП
«Народные инструменты».
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 34-35 недель - реализация аудиторных занятий. В остальное время
деятельность педагогических работников направлена на методическую,
творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных образовательных программ.
Педагогические работники ОУ проходят не реже одного раза в 3 года
повышение квалификации. Педагогические работники должны осуществлять
творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия взаимодействия с другими
образовательными
организациями,
реализующими
образовательные
программы в области искусств, с целью обеспечения возможности
восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической поддержки, использования передовых педагогических
технологий.
Материально-технические условия ОУ обеспечивают возможность
достижения учащимися результатов, предусмотренных ДООП «Народные
инструменты».
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать
своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально
необходимый для реализации образовательной программы перечень учебных
аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического
обеспечения должен
соответствовать профилю
общеразвивающей
программы в области искусств, быть ориентирован на федеральные
государственные требования к соответствующим ДПОП в области искусств.
В ОУ необходимо наличие:
-залов (театральных, концертных, выставочных, просмотровых) со
специальным оборудованием согласно профильной направленности
образовательной программы;

-библиотеки;
-учебных классов (аудиторий) для групповых, мелкогрупповых и
индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами,
стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и
видеоаппаратурой, мольбертами и др.).
Учебные классы (аудитории) должны иметь звукоизоляцию и быть
оформлены
наглядными
пособиями.
Учебные
аудитории
для
индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.
В ОУ должны быть условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного
оборудования.
II. Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы
«Народные инструменты»
Результатом освоения ДООП «Народные инструменты» является
приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области исполнительской подготовки:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей,
характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового
исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в
ансамбле/оркестре на народном или национальном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей на народном или национальном инструменте;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения на народном
инструменте;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения на народном или национальном инструменте;
- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
- навыков импровизации на народном или национальном инструменте,
чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном или
национальном инструменте и на фортепиано;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых);

в области историко-теоретической подготовки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных
произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на народном или национальном
инструменте, а также фортепиано;
- умения осмысливать музыкальные произведения и события путем
изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- навыков вокального исполнения музыкального текста;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результаты освоения ДООП «Народные инструменты» по учебным
предметам должны отражать:
Основы музыкального исполнительства:
- наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности народного или
национального инструмента для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;
- знание репертуара для народного или национального инструмента,
включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с
программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей народного или
национального инструмента;
- знание профессиональной терминологии;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
наличие
музыкальной
памяти,
развитого
мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Оркестр, инструментальный ансамбль:
- сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать
в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на
разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленные художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Хоровое пение, вокальный ансамбль:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей
хоровых
партитур,
художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных
хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального
ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие у учащегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма,
художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих
творческой самостоятельности, в том числе:
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические
построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).

Музыкальная литература:
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;
- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального
произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы),
основные стилистические направления, жанры;
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков
музыки;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его
понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с
другими видами искусств.
III. Учебный план
Учебный план ДООП «Народные инструменты» разработан ОУ
самостоятельно с учетом примерных учебных планов, рекомендованных
Министерством культуры Российской Федерации.
Учебный план является частью образовательной программы, определяют
содержание и организацию образовательного процесса в ОУ.
Учебный план разработан с учетом графика образовательного процесса
по ДООП в области искусств.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения
учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы
промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету.

Учебный план ДООП «Народные инструменты» предусматривает
следующие предметные области: исполнительская подготовка, историкотеоретическая подготовка, а также раздел – учебные предметы по выбору.
Учебные предметы по выбору дают возможность расширения и (или)
углубления подготовки учащихся, получения учащимися дополнительных
знаний, умений и навыков.
Оценка качества реализации ДООП «Народные инструменты» включает
в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию учащихся. Разделы по срокам проведения промежуточной и
итоговой аттестации учащихся
отражены в учебном плане. Формы
проведения текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой
аттестации учащихся отражаются в программах учебных предметов.
IV. График образовательного процесса
График образовательного процесса является частью ДООП «Народные
инструменты».
График образовательного процесса определяет его организацию и
отражает: срок реализации образовательной программы, бюджет времени
образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные
занятия, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся, каникулы,
резерв учебного времени, а также сводные данные по бюджету времени.
В ОУ учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Продолжительность учебного года составляет 39 недель.
Продолжительность учебных занятий составляет 33-34 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы объемом не менее 4
недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель.
V. Программы учебных предметов
Программы учебных предметов являются неотъемлемой частью ДООП
«Народные инструменты».
Программы учебных предметов выполняют следующие функции:
- нормативную: являются документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
процессуально-содержательную,
определяющую
логическую
последовательность усвоения элементов содержания, организационные
формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочную, то есть выявляют уровень усвоения элементов содержания,
устанавливают принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных
знаний, умений и навыков.
Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру,
содержат:
- титульный лист;
- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного

предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с
указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на
внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся и аудиторные занятия),
формы
проведения
учебных
аудиторных
занятий
(групповая,
мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета,
межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы
обучения, описание материально-технических условий реализации учебного
предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты;
- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных
предметов);
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень
литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения.
Перечень программ по учебным предметам
ДООП «Народные инструменты»
Исполнительская подготовка:
ПО.01.УП.01. Основы музыкального исполнительства
Историко-теоретическая подготовка:
ПО.02.УП.01. Сольфеджио
ПО.02.УП.02. Музыкальная литература
Предметы по выбору:
ПО.03.УП.01.
Хоровое
пение,
вокальный
ансамбль,
инструментальный ансамбль

оркестр,

VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты»
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание
учебной дисциплины, на выявление отношения учащихся к изучаемому
предмету, на стимулирование регулярных домашних занятий, на повышение
уровня освоения текущего учебного материала, имеет воспитательные цели и
учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый, либо 2-3 урок)
в рамках расписания занятий учащегося.
На основании результатов
текущего контроля выводятся четвертные, годовые оценки.
Формами текущего контроля являются: домашнее задание, устный
ответ, письменная (практическая) работа и др. Формами текущей аттестации
являются: зачет, контрольный урок, прослушивание.
Промежуточная
аттестация
оценивает
результаты
учебной
деятельности учащихся по окончании полугодий учебного года, при этом во
втором полугодии – по каждому учебному предмету.
Основными формами промежуточной аттестации являются:
академический концерт, зачет, контрольный урок, переводной экзамен,
участие в концерте. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся в конце первого полугодия в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Контрольные уроки
второго учебного полугодия проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий, по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках
зачетной недели.
Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических
зачетов, исполнения концертных программ, письменных работ, устных
опросов.
При проведении промежуточной аттестации (зачетной недели)
учащихся рекомендуется устанавливать не более 2-3 контрольных уроков и
зачетов в учебном году.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса), не
входящего в итоговую аттестацию учащихся, промежуточная аттестация
проводится в форме контрольного урока или зачета с обязательным
выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию учащихся
(выпускные экзамены), проводится выпускной экзамен с выставлением
оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании ОУ.
Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации учащихся
разрабатываются ОУ самостоятельно.
Для аттестации учащихся ОУ разрабатываются фонды оценочных
средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные учащимися знания, умения
и навыки. Фонды оценочных средств утверждаются Методическим советом.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам
ДООП «Народные инструменты» и ее учебному плану. Фонды оценочных
средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися
знаний, умений, навыков.
Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля
(оценки) освоения выпускниками ДООП в области искусств. Итоговая
аттестация проводится в формах выпускных экзаменов. Количество
выпускных экзаменов и их виды по конкретной ДООП в области искусств

устанавливаются ОУ.
При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных
экзаменов: исполнение программы, концерт, сольный концерт, письменный
и (или) устный ответ, защита творческого проекта.
Итоговая аттестация проводится за рамками аудиторного времени, в
экзаменационную неделю.
Итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения
по предметам: основы музыкального исполнительства и сольфеджио.
Система оценок в рамках итоговой
аттестации предполагает
пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4»- хорошо;
«3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно.
Критерии оценки итоговой аттестации по учебному предмету «Основы
музыкального исполнительства»:
Оценка «5» (отлично):
- артистичное поведение на сцене;
- увлеченность исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в
соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения и всей партитуры;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами
исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного
осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических
задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;

- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Критерии оценки итоговой аттестации по учебному предмету
«Сольфеджио»:
Оценка «5» (отлично):
вокально-интонационные навыки:
- чистота интонации;
- ритмическая точность;
- синтаксическая осмысленность фразировки;
- выразительность исполнения;
- владение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
- владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант:
- владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
теоретические знания:
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки соответствуют программным требованиям.
Оценка «4» (хорошо):
вокально-интонационные навыки:
- не достаточно чистая интонация;
- не достаточная ритмическая точность;
- синтаксическая осмысленность фразировки;
- выразительность исполнения;
- не достаточное владение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
- владение навыками вычленения, осмысления и
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;

исполнения

слуховой анализ и музыкальный диктант:
- владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- недостаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
теоретические знания:
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки соответствуют программным требованиям.
Оценка «3» (удовлетворительно):
вокально-интонационные навыки:
- нечистая интонация;
- недостаточная ритмическая точность;
- синтаксическая осмысленность фразировки;
- недостаточная выразительность исполнения;
- слабое владение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
- слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант:
- слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия
законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной
речи;
- слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
теоретические знания:
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки соответствуют программным требованиям.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
вокально-интонационные навыки:
- нечистая интонация;
- ритмическая неточность;
- отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;
- невыразительное исполнение;
- невладение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
- не владение навыками вычленения, осмысления и
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;

исполнения

слуховой анализ и музыкальный диктант:
- невладение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- невладение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
теоретические знания:
- не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и
элементарной теории музыки программным требованиям.
VII. Программа творческой, методической
и культурно-просветительной деятельности.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности разрабатывается ОУ на каждый учебный год самостоятельно,
является неотъемлемой частью дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты» и отражается в общем плане работы школы в
соответствующих разделах.
Цель программы:
- создание в ОУ комфортной развивающей образовательной среды для
обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей) и
всего общества, а также духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности.
Задачи программы:
- организация творческой деятельности учащихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и
др.);
- организация посещений учащимися учреждений и организаций культуры
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организация творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в
области соответствующего вида искусства;
- повышение качества педагогической и методической работы ОУ.
С целью реализации творческой и культурно-просветительной
деятельности на
отделе народных инструментов создаются учебные
творческие коллективы: оркестр баянов-аккордеонов, оркестр гитаристов,
народный оркестр, ансамбли - домристов, аккордеонистов, баянистов,
балалаечников, смешанные ансамбли. Деятельность учебных творческих

коллективов осуществляется как в рамках учебного времени, так и за его
пределами.
В процессе обучения учащиеся реализуют свой творческий потенциал,
участвуя в концертах, фестивалях, олимпиадах, научно-практических
конференциях и конкурсах различного уровня. Творческие коллективы и
солисты выступают на престижных концертных площадках города Омска.
Ежегодно в ОУ проводятся традиционные мероприятия, выполняющие
воспитательные и познавательные функции: «Посвящение в юные
музыканты», новогодние и Рождественский концерты, Дни открытых дверей,
отчетный концерт школы, вечер встречи с выпускниками, праздничные
капустники на выпускных вечерах и др. Проводятся лекции-концерты,
посвященные творчеству композиторов и тематические концерты.
Преподаватели ОУ ведут активную исполнительскую деятельность в
качестве солистов, в составе различных ансамблей, оркестров, а также сами
разрабатывают сценарии и проводят творческие мероприятия.
ОУ имеет постоянные и тесные творческие контакты с учреждениями
культуры города и области. Организована и налажена работа по
социальному партнерству с общеобразовательными школами №№ 58,
141,2,27,41,45, 73, с дошкольными учреждениями № 214, 400, 365, с
библиотекой им. Р. Рождественского, КТОСом «Шинник».
Концертно-просветительская
деятельность
ОУ
формирует
положительный имидж ДШИ № 8 в микрорайоне, способствует развитию
общей культуры детей, привлечению большого числа детей к деятельности в
сфере художественно-эстетической направленности.
Методическая работа в ОУ направлена на совершенствование
профессиональной компетенции педагогов как
важнейшего условия
обеспечения повышения качества образовательного процесса и развития в
условиях модернизации образования и осуществляется по следующим
основным направлениям:
работа Педагогического совета как коллективная методическая
деятельность;
- работа Методического совета - коллективная методическая деятельность
стабильной творческой группы преподавателей;
- методические совещания на заседаниях отдела;
индивидуально-методическая
и
инновационная
деятельность
преподавателей, обобщение опыта работы;
консультативно-информационная работа с молодыми и вновь
прибывшими специалистами;
- самообразование преподавателей;
- работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
педагогических работников;
- обновление методической оснащенности и информационно-методическое
обеспечение образовательного процесса учреждения.

Основные формы методической работы:
- планирование учебного процесса и работы с учащимися;
- подготовка учащихся к конкурсам, концертам, фестивалям и олимпиадам
различного уровня;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- проведение открытых уроков в школе и на городском уровне;
- написание методических разработок, пособий, рекомендаций, докладов,
рефератов;
- разработка образовательных программ;
- проведение творческих отчетов;
- чтение докладов на педагогических конференциях и курсах повышения
квалификации;
- публикации в журналах и сборниках;
- обзоры нотной и методической литературы;
- посещение городских методических мероприятий, мастер-классов,
конференций;
- присутствие на открытых уроках коллег ОУ и преподавателей других ДШИ
города;
- взаимодействие и сотрудничество с другими образовательными
учреждениями;
- методические консультации;
- работа в жюри различных конкурсов;
- работа в экзаменационных комиссиях;
- исполнительская практика (личное участие преподавателя в концертнолекционной деятельности школы, в конкурсах исполнительского мастерства).
Коллективной формой методической работы
в ОУ является
Педагогический совет. В повестках Педагогических советов отражаются
различные вопросы методической, учебно-методической, внеклассной,
организационной и хозяйственной деятельности.
Научно-методическое
обеспечение
образовательного
процесса
осуществляет Методический совет, работа которого направлена на
совершенствование и разработку образовательных программ, на решение
вопросов повышения квалификации педагогов.
Методический
совет
вырабатывает
основные
направления
методической и творческой деятельности школы, определяет формы и
содержание методической работы, оказывает консультативно-методическую
помощь преподавателям, ведет информационное и учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса ОУ.
Заседания отдела являются наиболее традиционной и достаточно
эффективной формой методической работы в ОУ и проводятся регулярно в
течение года. На них планируется работа в учебном году, обсуждаются
вопросы методического обеспечения учебно-воспитательного процесса,
различные варианты содержания образования, рассматриваются новые
педагогические технологии, методы обучения и воспитания учащихся.

Повышение педагогического мастерства преподавателей
Преподаватели ОУ систематически повышают свою квалификацию,
посещая семинары, мастер-классы, конференции, конкурсы, обучаются на
курсах повышения квалификации.
Важным направлением методической работы является организация
работы по формированию, изучению и распространению перспективного
педагогического опыта. Широко используются такие формы как открытые
уроки, подготовка методических сообщений, методических работ, рефератов.
В связи с введением новых критериев оценки качества и
результативности деятельности преподавателя организованы регулярные
методические консультации по формированию портфолио педагога, в
котором анализируются и представляются значимые профессиональные
результаты, достигнутые педагогом в различных областях своей
профессиональной деятельности.
ОУ активно взаимодействует и обменивается методическим опытом с
другими образовательными учреждениями города. Преподаватели ОУ
знакомятся с новыми технологиями обучения, методическими работами
преподавателей города, региона. Формами взаимного сотрудничества
являются кураторство, консультации, мастер-классы, концерты студентов и
преподавателей, семинары, педагогическая практика студентов и др.
Преподаватели регулярно участвуют в конкурсах методических работ,
в педагогических конференциях, в конкурсах педагогического
и
исполнительском мастерства, показывая высокие результаты, подтверждая
свой профессиональный уровень.
ОУ создает условия для профессионального роста преподавателей,
активно осуществляет работу с молодыми преподавателями с целью
создания
условий
для
саморазвития
личности,
повышения
профессионального мастерства и психологической компетентности.
ОУ имеет методический кабинет, оснащенный медийными средствами.
Фонды методического кабинета постоянно пополняются, в том числе
материалами, подготовленными преподавателями школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».