Структура программы I. Пояснительная записка II. Планируемые общеразвивающей инструменты» результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Народные III. Учебный план IV. График образовательного процесса V. Программы учебных предметов VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности I. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (далее – ДООП «Народные инструменты») устанавливает обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации. ДООП «Народные инструменты» разработана на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей). Целью программы «Народные инструменты» является создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Данная цель достигается с помощью последовательного решения ряда задач. Образовательные задачи: - приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на народных инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; - обучение детей основам сольного и ансамблевого музицирования. Развивающие задачи: - формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - развитие у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду; - развитие творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.), организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.). Воспитательные задачи: - воспитание у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; -воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - воспитание навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определения наиболее эффективных способов достижения результата. В основе программы лежат следующие педагогические принципы: - принцип личностно-ориентированного подхода нацеливает педагога на развитие учащегося в соответствии со способностями и возможностями, базируется на проявлении уважения к личности ребенка и создания комфортной атмосферы, способствующих проявлению творческих способностей; - принцип деятельностного подхода предполагает включение в активную деятельность и ученика, и педагога; - принцип вариативности определяет способы и методы обучения и воспитания, выбор музыкального материала, организацию занятий в зависимости от возможностей детей; - принцип непрерывности позволяет выстроить образовательное пространство, логично организовать занятия, помочь определить индивидуальный маршрут ребенка. Сроки и условия реализации программы Срок освоения ДООП «Народные инструменты» для детей, поступивших в бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 8» города Омска (далее – ОУ) в первый класс, составляет 4 года. Требования к условиям реализации ДООП «Народные инструменты» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. ДООП «Народные инструменты» реализуется в ОУ параллельно с дополнительными предпрофессиональными общеобразовательными программами в области искусств (далее – ДПОП). Для обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности в ОУ установлены общие для ДООП и ДПОП временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени: продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий 34-35 недель, в течение учебного года продолжительность каникул – не менее 4-х недель. Продолжительность летних каникул – не менее 13 недель. Продолжительность академического часа по ДООП составляет 40 минут. Для реализации ДООП «Народные инструменты» в ОУ предусмотрены аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия проводятся по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально. Количество учащихся при групповой форме занятий — от 11 человек, при мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек. Объем самостоятельной (домашней) работы учащихся в неделю по учебным предметам ОУ определяет самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования). Реализация ДООП «Народные инструменты» в ОУ обеспечивается учебно - методической документацией (учебниками, учебно - методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам. Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована учащимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях, проводимых ОУ. Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими материалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. Оценка качества реализации ДООП «Народные инструменты» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Положения о текущем контроле знаний, промежуточной и итоговой аттестации учащихся являются локальными нормативными актами ОУ, которые принимаются педагогическим советом и утверждаются директором ОУ. ОУ разрабатывает критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости учащихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно. Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы и ее учебному плану. Реализация ДООП «Народные инструменты» обеспечивается доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана. Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам. Качество реализации ДООП «Народные инструменты» обеспечивается за счет: -доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы; -наличия комфортной развивающей образовательной среды; -наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ДООП «Народные инструменты». Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34-35 недель - реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ. Педагогические работники ОУ проходят не реже одного раза в 3 года повышение квалификации. Педагогические работники должны осуществлять творческую и методическую работу. ОУ должно создать условия взаимодействия с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области искусств, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования передовых педагогических технологий. Материально-технические условия ОУ обеспечивают возможность достижения учащимися результатов, предусмотренных ДООП «Народные инструменты». Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта. Минимально необходимый для реализации образовательной программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения должен соответствовать профилю общеразвивающей программы в области искусств, быть ориентирован на федеральные государственные требования к соответствующим ДПОП в области искусств. В ОУ необходимо наличие: -залов (театральных, концертных, выставочных, просмотровых) со специальным оборудованием согласно профильной направленности образовательной программы; -библиотеки; -учебных классов (аудиторий) для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой, мольбертами и др.). Учебные классы (аудитории) должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м. В ОУ должны быть условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования. II. Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Народные инструменты» Результатом освоения ДООП «Народные инструменты» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области исполнительской подготовки: - знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства; - знания музыкальной терминологии; - умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на народном или национальном инструменте; - умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на народном или национальном инструменте; - умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на народном инструменте; - умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном или национальном инструменте; - навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров; - навыков импровизации на народном или национальном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном или национальном инструменте и на фортепиано; - навыков подбора по слуху; - первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; - навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых); в области историко-теоретической подготовки: - знания музыкальной грамоты; - знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений; - первичные знания в области строения классических музыкальных форм; - умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на народном или национальном инструменте, а также фортепиано; - умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий; - навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды; - навыков восприятия элементов музыкального языка; - навыков анализа музыкального произведения; - навыков записи музыкального текста по слуху; - навыков вокального исполнения музыкального текста; - первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста. Результаты освоения ДООП «Народные инструменты» по учебным предметам должны отражать: Основы музыкального исполнительства: - наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; - сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности народного или национального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; - знание репертуара для народного или национального инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями; - знание художественно-исполнительских возможностей народного или национального инструмента; - знание профессиональной терминологии; - умение читать с листа несложные музыкальные произведения; - навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; - навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; - наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; - наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста. Оркестр, инструментальный ансамбль: - сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; - знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству; - навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Хоровое пение, вокальный ансамбль: - знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива; - умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; - навыки коллективного хорового исполнительского творчества; - сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; - наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива. Сольфеджио: - сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у учащегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: - знание профессиональной музыкальной терминологии; - умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; - умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; - навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.). Музыкальная литература: - первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; - знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; - знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; - умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений; - навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; - знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры; - знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; - знание профессиональной музыкальной терминологии; - сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; - умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; - навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. III. Учебный план Учебный план ДООП «Народные инструменты» разработан ОУ самостоятельно с учетом примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации. Учебный план является частью образовательной программы, определяют содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Учебный план разработан с учетом графика образовательного процесса по ДООП в области искусств. Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету. Учебный план ДООП «Народные инструменты» предусматривает следующие предметные области: исполнительская подготовка, историкотеоретическая подготовка, а также раздел – учебные предметы по выбору. Учебные предметы по выбору дают возможность расширения и (или) углубления подготовки учащихся, получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков. Оценка качества реализации ДООП «Народные инструменты» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Разделы по срокам проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся отражены в учебном плане. Формы проведения текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации учащихся отражаются в программах учебных предметов. IV. График образовательного процесса График образовательного процесса является частью ДООП «Народные инструменты». График образовательного процесса определяет его организацию и отражает: срок реализации образовательной программы, бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся, каникулы, резерв учебного времени, а также сводные данные по бюджету времени. В ОУ учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий составляет 33-34 недели. В учебном году предусматриваются каникулы объемом не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. V. Программы учебных предметов Программы учебных предметов являются неотъемлемой частью ДООП «Народные инструменты». Программы учебных предметов выполняют следующие функции: - нормативную: являются документом, обязательным для выполнения в полном объеме; процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; - оценочную, то есть выявляют уровень усвоения элементов содержания, устанавливают принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат: - титульный лист; - пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты; - учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов); - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки учащихся; - формы и методы контроля, систему оценок; - методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения. Перечень программ по учебным предметам ДООП «Народные инструменты» Исполнительская подготовка: ПО.01.УП.01. Основы музыкального исполнительства Историко-теоретическая подготовка: ПО.02.УП.01. Сольфеджио ПО.02.УП.02. Музыкальная литература Предметы по выбору: ПО.03.УП.01. Хоровое пение, вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль оркестр, VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащихся к изучаемому предмету, на стимулирование регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала, имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый, либо 2-3 урок) в рамках расписания занятий учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, годовые оценки. Формами текущего контроля являются: домашнее задание, устный ответ, письменная (практическая) работа и др. Формами текущей аттестации являются: зачет, контрольный урок, прослушивание. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности учащихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии – по каждому учебному предмету. Основными формами промежуточной аттестации являются: академический концерт, зачет, контрольный урок, переводной экзамен, участие в концерте. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце первого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Контрольные уроки второго учебного полугодия проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках зачетной недели. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, исполнения концертных программ, письменных работ, устных опросов. При проведении промежуточной аттестации (зачетной недели) учащихся рекомендуется устанавливать не более 2-3 контрольных уроков и зачетов в учебном году. По завершении изучения учебного предмета (полного его курса), не входящего в итоговую аттестацию учащихся, промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока или зачета с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ. По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию учащихся (выпускные экзамены), проводится выпускной экзамен с выставлением оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании ОУ. Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации учащихся разрабатываются ОУ самостоятельно. Для аттестации учащихся ОУ разрабатываются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные учащимися знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств утверждаются Методическим советом. Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам ДООП «Народные инструменты» и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений, навыков. Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками ДООП в области искусств. Итоговая аттестация проводится в формах выпускных экзаменов. Количество выпускных экзаменов и их виды по конкретной ДООП в области искусств устанавливаются ОУ. При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных экзаменов: исполнение программы, концерт, сольный концерт, письменный и (или) устный ответ, защита творческого проекта. Итоговая аттестация проводится за рамками аудиторного времени, в экзаменационную неделю. Итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения по предметам: основы музыкального исполнительства и сольфеджио. Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно. Критерии оценки итоговой аттестации по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства»: Оценка «5» (отлично): - артистичное поведение на сцене; - увлеченность исполнением; - художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения; - слуховой контроль собственного исполнения и всей партитуры; - корректировка игры при необходимой ситуации; свободное владение специфическими технологическими видами исполнения; - убедительное понимание чувства формы; - выразительность интонирования; - единство темпа; - ясность ритмической пульсации; - яркое динамическое разнообразие. Оценка «4» (хорошо): - незначительная нестабильность психологического поведения на сцене; - грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности; - недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; - стабильность воспроизведения нотного текста; - выразительность интонирования; - попытка передачи динамического разнообразия; - единство темпа. Оценка «3» (удовлетворительно): - неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки; - слабый слуховой контроль собственного исполнения; - ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач; - темпо-ритмическая неорганизованность; - слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов; - однообразие и монотонность звучания. Оценка «2» (неудовлетворительно): - частые «срывы» и остановки при исполнении; - отсутствие слухового контроля собственного исполнения; - ошибки в воспроизведении нотного текста; - низкое качество звукоизвлечения и звуковедения; - отсутствие выразительного интонирования; - метро-ритмическая неустойчивость. Критерии оценки итоговой аттестации по учебному предмету «Сольфеджио»: Оценка «5» (отлично): вокально-интонационные навыки: - чистота интонации; - ритмическая точность; - синтаксическая осмысленность фразировки; - выразительность исполнения; - владение навыками пения с листа; ритмические навыки: - владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; слуховой анализ и музыкальный диктант: - владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; - владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; творческие навыки: - умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; теоретические знания: - теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки соответствуют программным требованиям. Оценка «4» (хорошо): вокально-интонационные навыки: - не достаточно чистая интонация; - не достаточная ритмическая точность; - синтаксическая осмысленность фразировки; - выразительность исполнения; - не достаточное владение навыками пения с листа; ритмические навыки: - владение навыками вычленения, осмысления и метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; исполнения слуховой анализ и музыкальный диктант: - владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; - недостаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; творческие навыки: - умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; теоретические знания: - теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки соответствуют программным требованиям. Оценка «3» (удовлетворительно): вокально-интонационные навыки: - нечистая интонация; - недостаточная ритмическая точность; - синтаксическая осмысленность фразировки; - недостаточная выразительность исполнения; - слабое владение навыками пения с листа; ритмические навыки: - слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; слуховой анализ и музыкальный диктант: - слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; - слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; творческие навыки: - неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; теоретические знания: - теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки соответствуют программным требованиям. Оценка «2» (неудовлетворительно): вокально-интонационные навыки: - нечистая интонация; - ритмическая неточность; - отсутствие синтаксической осмысленности фразировки; - невыразительное исполнение; - невладение навыками пения с листа; ритмические навыки: - не владение навыками вычленения, осмысления и метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; исполнения слуховой анализ и музыкальный диктант: - невладение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; - невладение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; творческие навыки: - неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; теоретические знания: - не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки программным требованиям. VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности разрабатывается ОУ на каждый учебный год самостоятельно, является неотъемлемой частью дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и отражается в общем плане работы школы в соответствующих разделах. Цель программы: - создание в ОУ комфортной развивающей образовательной среды для обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, а также духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности. Задачи программы: - организация творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.); - организация посещений учащимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); - организация творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства; - повышение качества педагогической и методической работы ОУ. С целью реализации творческой и культурно-просветительной деятельности на отделе народных инструментов создаются учебные творческие коллективы: оркестр баянов-аккордеонов, оркестр гитаристов, народный оркестр, ансамбли - домристов, аккордеонистов, баянистов, балалаечников, смешанные ансамбли. Деятельность учебных творческих коллективов осуществляется как в рамках учебного времени, так и за его пределами. В процессе обучения учащиеся реализуют свой творческий потенциал, участвуя в концертах, фестивалях, олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня. Творческие коллективы и солисты выступают на престижных концертных площадках города Омска. Ежегодно в ОУ проводятся традиционные мероприятия, выполняющие воспитательные и познавательные функции: «Посвящение в юные музыканты», новогодние и Рождественский концерты, Дни открытых дверей, отчетный концерт школы, вечер встречи с выпускниками, праздничные капустники на выпускных вечерах и др. Проводятся лекции-концерты, посвященные творчеству композиторов и тематические концерты. Преподаватели ОУ ведут активную исполнительскую деятельность в качестве солистов, в составе различных ансамблей, оркестров, а также сами разрабатывают сценарии и проводят творческие мероприятия. ОУ имеет постоянные и тесные творческие контакты с учреждениями культуры города и области. Организована и налажена работа по социальному партнерству с общеобразовательными школами №№ 58, 141,2,27,41,45, 73, с дошкольными учреждениями № 214, 400, 365, с библиотекой им. Р. Рождественского, КТОСом «Шинник». Концертно-просветительская деятельность ОУ формирует положительный имидж ДШИ № 8 в микрорайоне, способствует развитию общей культуры детей, привлечению большого числа детей к деятельности в сфере художественно-эстетической направленности. Методическая работа в ОУ направлена на совершенствование профессиональной компетенции педагогов как важнейшего условия обеспечения повышения качества образовательного процесса и развития в условиях модернизации образования и осуществляется по следующим основным направлениям: работа Педагогического совета как коллективная методическая деятельность; - работа Методического совета - коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы преподавателей; - методические совещания на заседаниях отдела; индивидуально-методическая и инновационная деятельность преподавателей, обобщение опыта работы; консультативно-информационная работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами; - самообразование преподавателей; - работа по повышению квалификации и профессионального мастерства педагогических работников; - обновление методической оснащенности и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса учреждения. Основные формы методической работы: - планирование учебного процесса и работы с учащимися; - подготовка учащихся к конкурсам, концертам, фестивалям и олимпиадам различного уровня; - обучение на курсах повышения квалификации; - проведение открытых уроков в школе и на городском уровне; - написание методических разработок, пособий, рекомендаций, докладов, рефератов; - разработка образовательных программ; - проведение творческих отчетов; - чтение докладов на педагогических конференциях и курсах повышения квалификации; - публикации в журналах и сборниках; - обзоры нотной и методической литературы; - посещение городских методических мероприятий, мастер-классов, конференций; - присутствие на открытых уроках коллег ОУ и преподавателей других ДШИ города; - взаимодействие и сотрудничество с другими образовательными учреждениями; - методические консультации; - работа в жюри различных конкурсов; - работа в экзаменационных комиссиях; - исполнительская практика (личное участие преподавателя в концертнолекционной деятельности школы, в конкурсах исполнительского мастерства). Коллективной формой методической работы в ОУ является Педагогический совет. В повестках Педагогических советов отражаются различные вопросы методической, учебно-методической, внеклассной, организационной и хозяйственной деятельности. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса осуществляет Методический совет, работа которого направлена на совершенствование и разработку образовательных программ, на решение вопросов повышения квалификации педагогов. Методический совет вырабатывает основные направления методической и творческой деятельности школы, определяет формы и содержание методической работы, оказывает консультативно-методическую помощь преподавателям, ведет информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса ОУ. Заседания отдела являются наиболее традиционной и достаточно эффективной формой методической работы в ОУ и проводятся регулярно в течение года. На них планируется работа в учебном году, обсуждаются вопросы методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, различные варианты содержания образования, рассматриваются новые педагогические технологии, методы обучения и воспитания учащихся. Повышение педагогического мастерства преподавателей Преподаватели ОУ систематически повышают свою квалификацию, посещая семинары, мастер-классы, конференции, конкурсы, обучаются на курсах повышения квалификации. Важным направлением методической работы является организация работы по формированию, изучению и распространению перспективного педагогического опыта. Широко используются такие формы как открытые уроки, подготовка методических сообщений, методических работ, рефератов. В связи с введением новых критериев оценки качества и результативности деятельности преподавателя организованы регулярные методические консультации по формированию портфолио педагога, в котором анализируются и представляются значимые профессиональные результаты, достигнутые педагогом в различных областях своей профессиональной деятельности. ОУ активно взаимодействует и обменивается методическим опытом с другими образовательными учреждениями города. Преподаватели ОУ знакомятся с новыми технологиями обучения, методическими работами преподавателей города, региона. Формами взаимного сотрудничества являются кураторство, консультации, мастер-классы, концерты студентов и преподавателей, семинары, педагогическая практика студентов и др. Преподаватели регулярно участвуют в конкурсах методических работ, в педагогических конференциях, в конкурсах педагогического и исполнительском мастерства, показывая высокие результаты, подтверждая свой профессиональный уровень. ОУ создает условия для профессионального роста преподавателей, активно осуществляет работу с молодыми преподавателями с целью создания условий для саморазвития личности, повышения профессионального мастерства и психологической компетентности. ОУ имеет методический кабинет, оснащенный медийными средствами. Фонды методического кабинета постоянно пополняются, в том числе материалами, подготовленными преподавателями школы.