Структура программы
I. Пояснительная записка
II. Планируемые
общеразвивающей
инструменты»
результаты освоения учащимися дополнительной
общеобразовательной
программы
«Народные
III. Учебный план
IV. График образовательного процесса
V. Программы учебных предметов
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения учащимися
дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты»
VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в
области музыкального искусства «Народные инструменты» (далее – ДООП
«Народные инструменты») устанавливает обязательные требования к
минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.
ДООП «Народные инструменты» разработана на основе Рекомендаций
по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств, утвержденных
приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 №
191-01-39/06-ГИ, а также с учетом лучших традиций художественного
образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных
представителей).
Целью программы «Народные инструменты» является создание
условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей, овладение детьми духовными и
культурными ценностями народов мира.
Данная цель достигается с помощью последовательного решения ряда
задач.
Образовательные задачи:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на народных
инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- обучение детей основам сольного и ансамблевого музицирования.
Развивающие задачи:
- формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- развитие у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации,
приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою
домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей
учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду;
- развитие творческой деятельности
учащихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.),
организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.).
Воспитательные задачи:
- воспитание у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок
и потребности общения с духовными ценностями;
-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;
- воспитание навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в
образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определения наиболее эффективных
способов достижения результата.
В основе программы лежат следующие педагогические принципы:
- принцип личностно-ориентированного подхода нацеливает педагога на
развитие учащегося в соответствии со способностями и возможностями,
базируется на проявлении уважения к личности ребенка и создания
комфортной атмосферы, способствующих проявлению творческих
способностей;
- принцип деятельностного подхода предполагает включение в активную
деятельность и ученика, и педагога;
- принцип вариативности определяет способы и методы обучения и
воспитания, выбор музыкального материала, организацию занятий в
зависимости от возможностей детей;
- принцип непрерывности позволяет выстроить образовательное
пространство, логично организовать занятия, помочь определить
индивидуальный маршрут ребенка.
Сроки и условия реализации программы
Срок освоения ДООП «Народные инструменты» для детей,
поступивших в бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств № 8» города Омска (далее – ОУ) в
первый класс, составляет 4 года.
Требования к условиям реализации ДООП «Народные инструменты»
представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям с целью
достижения планируемых результатов освоения данной образовательной
программы.
ДООП «Народные инструменты» реализуется в ОУ параллельно с
дополнительными
предпрофессиональными
общеобразовательными
программами в области искусств (далее – ДПОП). Для обеспечения
сбалансированной организации образовательной деятельности в ОУ
установлены общие для ДООП и ДПОП временные сроки по
продолжительности
учебного
года,
каникулярного
времени:
продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность
учебных занятий 34-35 недель, в течение учебного года продолжительность
каникул – не менее 4-х недель. Продолжительность летних каникул – не
менее 13 недель. Продолжительность академического часа по ДООП
составляет 40 минут.
Для
реализации
ДООП
«Народные инструменты» в ОУ
предусмотрены аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
При этом аудиторные занятия проводятся по группам (групповые и
мелкогрупповые занятия) и индивидуально.
Количество учащихся при групповой форме занятий — от 11 человек,
при мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек.
Объем самостоятельной (домашней) работы учащихся в неделю по
учебным предметам ОУ определяет самостоятельно с учетом параллельного
освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования).
Реализация ДООП «Народные инструменты» в ОУ обеспечивается
учебно - методической документацией (учебниками, учебно - методическими
изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем
учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может
быть использована учащимися на выполнение домашнего задания,
просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений
культуры (театров, филармоний, концертных залов, музеев и др.), участие
учащихся в творческих мероприятиях, проводимых ОУ.
Выполнение
учащимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем и обеспечивается учебно-методическими материалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному
предмету.
Оценка
качества реализации ДООП
«Народные инструменты»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию учащихся. Положения о текущем контроле знаний,
промежуточной и итоговой аттестации учащихся являются локальными
нормативными актами ОУ, которые принимаются педагогическим советом и
утверждаются директором ОУ.
ОУ разрабатывает критерии оценок промежуточной аттестации,
текущего контроля успеваемости учащихся, итоговой аттестации. С этой
целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам
общеразвивающей программы и ее учебному плану.
Реализация ДООП «Народные инструменты» обеспечивается доступом
каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и
видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов
учебного плана.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам.
Качество реализации ДООП «Народные инструменты» обеспечивается
за счет:
-доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей
(законных представителей) содержания общеразвивающей программы;
-наличия комфортной развивающей образовательной среды;
-наличия качественного состава педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемого учебного предмета.
Доля
преподавателей,
имеющих
высшее
профессиональное
образование, должна составлять не менее 10 процентов в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ДООП
«Народные инструменты».
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 34-35 недель - реализация аудиторных занятий. В остальное время
деятельность педагогических работников направлена на методическую,
творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных образовательных программ.
Педагогические работники ОУ проходят не реже одного раза в 3 года
повышение квалификации. Педагогические работники должны осуществлять
творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия взаимодействия с другими
образовательными
организациями,
реализующими
образовательные
программы в области искусств, с целью обеспечения возможности
восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической поддержки, использования передовых педагогических
технологий.
Материально-технические условия ОУ обеспечивают возможность
достижения учащимися результатов, предусмотренных ДООП «Народные
инструменты».
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать
своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально
необходимый для реализации образовательной программы перечень учебных
аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического
обеспечения должен
соответствовать профилю
общеразвивающей
программы в области искусств, быть ориентирован на федеральные
государственные требования к соответствующим ДПОП в области искусств.
В ОУ необходимо наличие:
-залов (театральных, концертных, выставочных, просмотровых) со
специальным оборудованием согласно профильной направленности
образовательной программы;
-библиотеки;
-учебных классов (аудиторий) для групповых, мелкогрупповых и
индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами,
стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и
видеоаппаратурой, мольбертами и др.).
Учебные классы (аудитории) должны иметь звукоизоляцию и быть
оформлены
наглядными
пособиями.
Учебные
аудитории
для
индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.
В ОУ должны быть условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного
оборудования.
II. Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы
«Народные инструменты»
Результатом освоения ДООП «Народные инструменты» является
приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области исполнительской подготовки:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей,
характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового
исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в
ансамбле/оркестре на народном или национальном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей на народном или национальном инструменте;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения на народном
инструменте;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения на народном или национальном инструменте;
- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
- навыков импровизации на народном или национальном инструменте,
чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном или
национальном инструменте и на фортепиано;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых);
в области историко-теоретической подготовки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных
произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на народном или национальном
инструменте, а также фортепиано;
- умения осмысливать музыкальные произведения и события путем
изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- навыков вокального исполнения музыкального текста;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результаты освоения ДООП «Народные инструменты» по учебным
предметам должны отражать:
Основы музыкального исполнительства:
- наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности народного или
национального инструмента для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;
- знание репертуара для народного или национального инструмента,
включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с
программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей народного или
национального инструмента;
- знание профессиональной терминологии;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
наличие
музыкальной
памяти,
развитого
мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Оркестр, инструментальный ансамбль:
- сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать
в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на
разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленные художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Хоровое пение, вокальный ансамбль:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей
хоровых
партитур,
художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных
хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального
ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие у учащегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма,
художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих
творческой самостоятельности, в том числе:
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические
построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).
Музыкальная литература:
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;
- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального
произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы),
основные стилистические направления, жанры;
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков
музыки;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его
понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с
другими видами искусств.
III. Учебный план
Учебный план ДООП «Народные инструменты» разработан ОУ
самостоятельно с учетом примерных учебных планов, рекомендованных
Министерством культуры Российской Федерации.
Учебный план является частью образовательной программы, определяют
содержание и организацию образовательного процесса в ОУ.
Учебный план разработан с учетом графика образовательного процесса
по ДООП в области искусств.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения
учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы
промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету.
Учебный план ДООП «Народные инструменты» предусматривает
следующие предметные области: исполнительская подготовка, историкотеоретическая подготовка, а также раздел – учебные предметы по выбору.
Учебные предметы по выбору дают возможность расширения и (или)
углубления подготовки учащихся, получения учащимися дополнительных
знаний, умений и навыков.
Оценка качества реализации ДООП «Народные инструменты» включает
в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию учащихся. Разделы по срокам проведения промежуточной и
итоговой аттестации учащихся
отражены в учебном плане. Формы
проведения текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой
аттестации учащихся отражаются в программах учебных предметов.
IV. График образовательного процесса
График образовательного процесса является частью ДООП «Народные
инструменты».
График образовательного процесса определяет его организацию и
отражает: срок реализации образовательной программы, бюджет времени
образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные
занятия, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся, каникулы,
резерв учебного времени, а также сводные данные по бюджету времени.
В ОУ учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Продолжительность учебного года составляет 39 недель.
Продолжительность учебных занятий составляет 33-34 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы объемом не менее 4
недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель.
V. Программы учебных предметов
Программы учебных предметов являются неотъемлемой частью ДООП
«Народные инструменты».
Программы учебных предметов выполняют следующие функции:
- нормативную: являются документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
процессуально-содержательную,
определяющую
логическую
последовательность усвоения элементов содержания, организационные
формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочную, то есть выявляют уровень усвоения элементов содержания,
устанавливают принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных
знаний, умений и навыков.
Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру,
содержат:
- титульный лист;
- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного
предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с
указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на
внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся и аудиторные занятия),
формы
проведения
учебных
аудиторных
занятий
(групповая,
мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета,
межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы
обучения, описание материально-технических условий реализации учебного
предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты;
- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных
предметов);
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень
литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения.
Перечень программ по учебным предметам
ДООП «Народные инструменты»
Исполнительская подготовка:
ПО.01.УП.01. Основы музыкального исполнительства
Историко-теоретическая подготовка:
ПО.02.УП.01. Сольфеджио
ПО.02.УП.02. Музыкальная литература
Предметы по выбору:
ПО.03.УП.01.
Хоровое
пение,
вокальный
ансамбль,
инструментальный ансамбль
оркестр,
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты»
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание
учебной дисциплины, на выявление отношения учащихся к изучаемому
предмету, на стимулирование регулярных домашних занятий, на повышение
уровня освоения текущего учебного материала, имеет воспитательные цели и
учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый, либо 2-3 урок)
в рамках расписания занятий учащегося.
На основании результатов
текущего контроля выводятся четвертные, годовые оценки.
Формами текущего контроля являются: домашнее задание, устный
ответ, письменная (практическая) работа и др. Формами текущей аттестации
являются: зачет, контрольный урок, прослушивание.
Промежуточная
аттестация
оценивает
результаты
учебной
деятельности учащихся по окончании полугодий учебного года, при этом во
втором полугодии – по каждому учебному предмету.
Основными формами промежуточной аттестации являются:
академический концерт, зачет, контрольный урок, переводной экзамен,
участие в концерте. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся в конце первого полугодия в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Контрольные уроки
второго учебного полугодия проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий, по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках
зачетной недели.
Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических
зачетов, исполнения концертных программ, письменных работ, устных
опросов.
При проведении промежуточной аттестации (зачетной недели)
учащихся рекомендуется устанавливать не более 2-3 контрольных уроков и
зачетов в учебном году.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса), не
входящего в итоговую аттестацию учащихся, промежуточная аттестация
проводится в форме контрольного урока или зачета с обязательным
выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию учащихся
(выпускные экзамены), проводится выпускной экзамен с выставлением
оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании ОУ.
Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации учащихся
разрабатываются ОУ самостоятельно.
Для аттестации учащихся ОУ разрабатываются фонды оценочных
средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные учащимися знания, умения
и навыки. Фонды оценочных средств утверждаются Методическим советом.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам
ДООП «Народные инструменты» и ее учебному плану. Фонды оценочных
средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися
знаний, умений, навыков.
Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля
(оценки) освоения выпускниками ДООП в области искусств. Итоговая
аттестация проводится в формах выпускных экзаменов. Количество
выпускных экзаменов и их виды по конкретной ДООП в области искусств
устанавливаются ОУ.
При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных
экзаменов: исполнение программы, концерт, сольный концерт, письменный
и (или) устный ответ, защита творческого проекта.
Итоговая аттестация проводится за рамками аудиторного времени, в
экзаменационную неделю.
Итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения
по предметам: основы музыкального исполнительства и сольфеджио.
Система оценок в рамках итоговой
аттестации предполагает
пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4»- хорошо;
«3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно.
Критерии оценки итоговой аттестации по учебному предмету «Основы
музыкального исполнительства»:
Оценка «5» (отлично):
- артистичное поведение на сцене;
- увлеченность исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в
соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения и всей партитуры;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами
исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного
осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических
задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Критерии оценки итоговой аттестации по учебному предмету
«Сольфеджио»:
Оценка «5» (отлично):
вокально-интонационные навыки:
- чистота интонации;
- ритмическая точность;
- синтаксическая осмысленность фразировки;
- выразительность исполнения;
- владение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
- владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант:
- владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
теоретические знания:
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки соответствуют программным требованиям.
Оценка «4» (хорошо):
вокально-интонационные навыки:
- не достаточно чистая интонация;
- не достаточная ритмическая точность;
- синтаксическая осмысленность фразировки;
- выразительность исполнения;
- не достаточное владение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
- владение навыками вычленения, осмысления и
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
исполнения
слуховой анализ и музыкальный диктант:
- владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- недостаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
теоретические знания:
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки соответствуют программным требованиям.
Оценка «3» (удовлетворительно):
вокально-интонационные навыки:
- нечистая интонация;
- недостаточная ритмическая точность;
- синтаксическая осмысленность фразировки;
- недостаточная выразительность исполнения;
- слабое владение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
- слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант:
- слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия
законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной
речи;
- слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
теоретические знания:
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки соответствуют программным требованиям.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
вокально-интонационные навыки:
- нечистая интонация;
- ритмическая неточность;
- отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;
- невыразительное исполнение;
- невладение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
- не владение навыками вычленения, осмысления и
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
исполнения
слуховой анализ и музыкальный диктант:
- невладение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- невладение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
теоретические знания:
- не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и
элементарной теории музыки программным требованиям.
VII. Программа творческой, методической
и культурно-просветительной деятельности.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности разрабатывается ОУ на каждый учебный год самостоятельно,
является неотъемлемой частью дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты» и отражается в общем плане работы школы в
соответствующих разделах.
Цель программы:
- создание в ОУ комфортной развивающей образовательной среды для
обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей) и
всего общества, а также духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности.
Задачи программы:
- организация творческой деятельности учащихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и
др.);
- организация посещений учащимися учреждений и организаций культуры
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организация творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в
области соответствующего вида искусства;
- повышение качества педагогической и методической работы ОУ.
С целью реализации творческой и культурно-просветительной
деятельности на
отделе народных инструментов создаются учебные
творческие коллективы: оркестр баянов-аккордеонов, оркестр гитаристов,
народный оркестр, ансамбли - домристов, аккордеонистов, баянистов,
балалаечников, смешанные ансамбли. Деятельность учебных творческих
коллективов осуществляется как в рамках учебного времени, так и за его
пределами.
В процессе обучения учащиеся реализуют свой творческий потенциал,
участвуя в концертах, фестивалях, олимпиадах, научно-практических
конференциях и конкурсах различного уровня. Творческие коллективы и
солисты выступают на престижных концертных площадках города Омска.
Ежегодно в ОУ проводятся традиционные мероприятия, выполняющие
воспитательные и познавательные функции: «Посвящение в юные
музыканты», новогодние и Рождественский концерты, Дни открытых дверей,
отчетный концерт школы, вечер встречи с выпускниками, праздничные
капустники на выпускных вечерах и др. Проводятся лекции-концерты,
посвященные творчеству композиторов и тематические концерты.
Преподаватели ОУ ведут активную исполнительскую деятельность в
качестве солистов, в составе различных ансамблей, оркестров, а также сами
разрабатывают сценарии и проводят творческие мероприятия.
ОУ имеет постоянные и тесные творческие контакты с учреждениями
культуры города и области. Организована и налажена работа по
социальному партнерству с общеобразовательными школами №№ 58,
141,2,27,41,45, 73, с дошкольными учреждениями № 214, 400, 365, с
библиотекой им. Р. Рождественского, КТОСом «Шинник».
Концертно-просветительская
деятельность
ОУ
формирует
положительный имидж ДШИ № 8 в микрорайоне, способствует развитию
общей культуры детей, привлечению большого числа детей к деятельности в
сфере художественно-эстетической направленности.
Методическая работа в ОУ направлена на совершенствование
профессиональной компетенции педагогов как
важнейшего условия
обеспечения повышения качества образовательного процесса и развития в
условиях модернизации образования и осуществляется по следующим
основным направлениям:
работа Педагогического совета как коллективная методическая
деятельность;
- работа Методического совета - коллективная методическая деятельность
стабильной творческой группы преподавателей;
- методические совещания на заседаниях отдела;
индивидуально-методическая
и
инновационная
деятельность
преподавателей, обобщение опыта работы;
консультативно-информационная работа с молодыми и вновь
прибывшими специалистами;
- самообразование преподавателей;
- работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
педагогических работников;
- обновление методической оснащенности и информационно-методическое
обеспечение образовательного процесса учреждения.
Основные формы методической работы:
- планирование учебного процесса и работы с учащимися;
- подготовка учащихся к конкурсам, концертам, фестивалям и олимпиадам
различного уровня;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- проведение открытых уроков в школе и на городском уровне;
- написание методических разработок, пособий, рекомендаций, докладов,
рефератов;
- разработка образовательных программ;
- проведение творческих отчетов;
- чтение докладов на педагогических конференциях и курсах повышения
квалификации;
- публикации в журналах и сборниках;
- обзоры нотной и методической литературы;
- посещение городских методических мероприятий, мастер-классов,
конференций;
- присутствие на открытых уроках коллег ОУ и преподавателей других ДШИ
города;
- взаимодействие и сотрудничество с другими образовательными
учреждениями;
- методические консультации;
- работа в жюри различных конкурсов;
- работа в экзаменационных комиссиях;
- исполнительская практика (личное участие преподавателя в концертнолекционной деятельности школы, в конкурсах исполнительского мастерства).
Коллективной формой методической работы
в ОУ является
Педагогический совет. В повестках Педагогических советов отражаются
различные вопросы методической, учебно-методической, внеклассной,
организационной и хозяйственной деятельности.
Научно-методическое
обеспечение
образовательного
процесса
осуществляет Методический совет, работа которого направлена на
совершенствование и разработку образовательных программ, на решение
вопросов повышения квалификации педагогов.
Методический
совет
вырабатывает
основные
направления
методической и творческой деятельности школы, определяет формы и
содержание методической работы, оказывает консультативно-методическую
помощь преподавателям, ведет информационное и учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса ОУ.
Заседания отдела являются наиболее традиционной и достаточно
эффективной формой методической работы в ОУ и проводятся регулярно в
течение года. На них планируется работа в учебном году, обсуждаются
вопросы методического обеспечения учебно-воспитательного процесса,
различные варианты содержания образования, рассматриваются новые
педагогические технологии, методы обучения и воспитания учащихся.
Повышение педагогического мастерства преподавателей
Преподаватели ОУ систематически повышают свою квалификацию,
посещая семинары, мастер-классы, конференции, конкурсы, обучаются на
курсах повышения квалификации.
Важным направлением методической работы является организация
работы по формированию, изучению и распространению перспективного
педагогического опыта. Широко используются такие формы как открытые
уроки, подготовка методических сообщений, методических работ, рефератов.
В связи с введением новых критериев оценки качества и
результативности деятельности преподавателя организованы регулярные
методические консультации по формированию портфолио педагога, в
котором анализируются и представляются значимые профессиональные
результаты, достигнутые педагогом в различных областях своей
профессиональной деятельности.
ОУ активно взаимодействует и обменивается методическим опытом с
другими образовательными учреждениями города. Преподаватели ОУ
знакомятся с новыми технологиями обучения, методическими работами
преподавателей города, региона. Формами взаимного сотрудничества
являются кураторство, консультации, мастер-классы, концерты студентов и
преподавателей, семинары, педагогическая практика студентов и др.
Преподаватели регулярно участвуют в конкурсах методических работ,
в педагогических конференциях, в конкурсах педагогического
и
исполнительском мастерства, показывая высокие результаты, подтверждая
свой профессиональный уровень.
ОУ создает условия для профессионального роста преподавателей,
активно осуществляет работу с молодыми преподавателями с целью
создания
условий
для
саморазвития
личности,
повышения
профессионального мастерства и психологической компетентности.
ОУ имеет методический кабинет, оснащенный медийными средствами.
Фонды методического кабинета постоянно пополняются, в том числе
материалами, подготовленными преподавателями школы.