Модульная программа Прикладное творчество

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка……………………………………………………3
- характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
- срок реализации учебного предмета;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цель и задачи учебного предмета;
- обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения
- описание материально-технических условий реализации
учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета……………………………………………7
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования; содержание разделов и тем;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся……………………14
IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………………14
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………18
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Список литературы и средств обучения……………………………...20
- список методической литературы
- список учебной литературы
- средства обучения.

1

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа
учебного
предмета
«Прикладное
творчество» разработана на основе и с учетом федеральных государс
твенных требований к дополнительным предпрофессиональным общеоб
разовательным программам в области изобразительного искусства «Живо
пись»
Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в
комплексе предметов предпрофессиональных программы «Живопись». Он
является базовой составляющей для последующего изучения предметов в
области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на
создание условий для познания учащимися приемов работы в различных
материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих
способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного
восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к
художественной культуре.
В поставленных заданиях дети, на протяжении всего курса
обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с
композиционным центром формата, учатся обращать внимание на
выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными
техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его
многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые
вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с
традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче
традиций из поколения в поколение.
В процессе реализации программы проводится работа над
воспитанием таких художественных качеств, как постановка глаза, развитие
твердости руки, умение цельно видеть, наблюдать и запоминать увиденное.
Знания и умения, полученные при изучении программы «Прикладное
творчество», позволят успешно осваивать программы 4 - 8 классов.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и
согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного
возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные
детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
2

Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания
из разных разделов,
данный принцип способствует поддержанию
творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет
цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу,
закрепляя его и постепенно усложняя.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Прикладное творчество» для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте
с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года (с 1 по 3 класс).
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Промежуточная
Общий объем времени в часах
аттестация
класс

Нагрузка
в неделю

Максимальная
учебная нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные занятия

I
II
полугодие полугодие

1 класс

2 часа

68

32

36

зачет

2 класс

2 часа

68

32

36

зачет

3 класс

2 часа

68

32

36

зачет

204

96

108

Всего

Итоговая
аттестация

Контрольн
ые
просмотры
Контрольн
ые
просмотры
Контрольн
ые
просмотры

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация
учебного
плана
по
предмету
«Прикладное
творчество» проводится в форме групповых занятий численностью от 4 до 11
человек.
Вид аудиторных учебных занятий – урок.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель программы:
- развитие творческих способностей детей и приобщение их к традиционным
народным культурным ценностям, выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных
знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
3

Задачи:
Обучающие:
- научить основам художественной грамоты;
- сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
- овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и
основами художественного мастерства;
- научить практическим навыкам создания объектов в разных видах
декоративно-прикладного творчества;
- научить приемам составления и использования композиции в различных
материалах и техниках;
- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
- научить планировать последовательность выполнения действий и
осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
- формировать навыки работы с элементами различной формы;
обучить
основам
в
создании
декоративной
композиции;
- формировать навыки обобщения, стилизации
Развивающие:
- Развитие индивидуальности учащихся
- Развитие художественного вкуса, чувства стиля, гармонического
восприятия действительности
- Развитие познавательных интересов
- Приобщение к мировому и национальному культурному наследию в
области декоративного искусства формирование потребности
самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость (в
соответствии с возрастными особенностями).
Воспитательные:
- Формирование общей культуры учащихся
- Воспитание любви к декоративному искусству, к народным традициям
своего края.
- Формирование навыков самостоятельной работы
- Воспитание навыков правильной самооценки
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
4

- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
1. объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
8. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Для реализации программы «Прикладное творчество» обеспечены
материально-технические условия, дающие возможность достижения
обучающимися
результатов,
установленных
Федеральными
Государственными требованиями.
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Необходимый для реализации в рамках программы «Прикладное
творчество» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения
включает в себя:
-учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий;
- учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы, мольберты, табуреты);
- дидактические средства: наглядные методические пособия, учебную
и литературу по искусству;
- демонстрационные средства: натюрмортный фонд; муляжи, чучела птиц и
животных, гербарии, демонстрационные модели.
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование
(компьютер, и видеотехника).
5

II. Содержание учебного предмета
1.Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения
разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по
разделам и темам учебного предмета.
Первый класс
Задачи курса:
1. Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства и их
природой
2. Овладение минимумом знаний, умений и навыков в области
изобразительной
грамоты.
Применение их на практике
3. Развитие наблюдательности и образного мышления учащихся
4. Знакомство с растительным и геометрическим орнаментом.
Максималь Самостоят Аудиторн
ная
ельная
ые
нагрузка
работа
занятия
1
1
2

№

Содержание тем и вид работ

1.

Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

2.

Знакомство с художественными материалами

2

3.

Знакомство с основами композиции и принципами
организации листа. Симметрия и асимметрия

4

4.

Упражнения по цветоведению

5.

1

1

2

2

3

2

1

Аппликация «Замок осени»

4

2

2

6

Знакомство с видами орнамента

3

2

1

7.

Панно «Зимняя сказка» Работа с бумагой.

6

2

4

8.

Карнавальная маска

8

2

6

9.

Новогодняя открытка

4

2

2

4

2

2

10. Деревья зимой (знакомство с графической линией)
11.

Морское дно (работа с бумагой)

4

2

2

12.

«Древо жизни» (панно, коллаж)

4

2

2

13.

Составление орнамента (самостоятельно)

4

2

2

14.

«Муха – цокотуха» - сказочное насекомое

4

2

2

6

15.
16.
17.

Открытка «Весенние праздники» Гравюра на
картоне
Панно «Первые цветы» (эмоциональное
воздействие цвета)
Контрольные просмотры
Итого:

4
4
4
68

2

2

2

2

2
32

2
36

Второй класс
Задачи курса:
1. Изучение характерных особенностей народных промыслов.
2. Понимание народного искусства, как живой памяти истории народа
3. Развитие умения импровизировать, используя приемы и мотивы
народного декоративно-прикладного искусства
4. Развитие ассоциативного мышления
5. Продолжение работы над освоением плоскости листа, освоением
изобразительной грамотности.
№ Содержание тем и вид работ
Знакомство с народным декоративно – прикладным
1. искусством
( хохлома, гжель, Мезень)

Максималь Самостоят Аудитор
ная
ельная
ные
нагрузка
работа занятия
1
1
2

2. Сказочный сад. Декоративная композиция.

4

2

2

3. Коллаж «Птица Осень»

4

2

2

2

2

Овощи. Фрукты. Декоративный натюрморт
4.

4
( аппликация)

5. Сказочное дерево (линия и пятно)

4

2

2

6 Зимний лес. Конструирование из бумаги

5

2

3

7. Открытка - сюрприз (новогодняя символика)

4

2

2

8. Буква - картинка. Буква - образ.

4

2

2

9. Виды орнаментов. Исторические стили

3

1

2

9.1. Растительный орнамент в полосе (черная краска)

4

2

2

10. Шаль (квадрат) черный фон.

4

2

2

7

11.

Графический ковер. Разнообразие графических
фактур

12. Личный знак (графика, виды печати)

4
4

2

2

2

2

2

2

Анималистический жанр в народном и
13. профессиональном декоративно-прикладном
искусстве

4

14. Сказочный город (эскиз мозаики)

4

2

2

15. Времена года (декоративное панно)

6

2

4

16. Контрольные просмотры

4

2

2

68

32

36

Итого:

Третий класс
Задачи курса:
1. Постижение многообразия предметного мира: его цвета, линии формы
2. Стимулирование наблюдательности, умения видеть красоту и гармонию
окружающего мира
3. Развитие композиционного мышления и чувства цветовой гармонии
4. Развитие пространственного мышления
5. Освоение способов бумагопластики
№ Содержание тем и вид работ
1. Зарисовки растений ( цветы, травы, листья)
Упражнения для освоения приемов народной
2.
росписи
3. Иллюстрации к русской сказке или былине
4. Декоративная рама к иллюстрации
5. Шрифт. Инициал
6 Новогоднее украшение
7. Цирк. Эскиз витража
8. Фантастический город. Конструирование из бумаги
9. Зооморфный орнамент в сетке
10. Декоративный натюрморт
11. Куб (конструирование из бумаги)
12. Открытка (Весенние праздники)
13. Контрольные просмотры
Итого:

Максималь Самостоят Аудитор
ная
ельная
ные
нагрузка
работа занятия
4
2
2
2
2
4
8
4
6
4
6
6
6
6
5
5
4
68

4
2
3
2
3
2
3
3
2
2
2
32

4
2
3
2
3
4
3
3
3
3
2
36
8

2. Годовые требования. Содержание тем.
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Тема 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве - знакомство с понятием
декоративное искусство. Умение распознавать и объединять в группы
художественные изделия.
Тема 2. Знакомство с художественными материалами – история
происхождения художественных материалов. Выполнение технических
упражнений. Материал: краски (гуашь, акварель). Кисти. Уголь, сангина,
графитный карандаш.
Тема 3. Знакомство с основами композиции и принципами организации
листа. Симметрия и асимметрия – умение давать геометрические
характеристики изобразительной поверхности (ромбы, квадраты, кресты и
т.д.) Материал: гуашь
Тема 4. Упражнения по цветоведению – умение пользоваться основными и
составными цветами, теплой и холодной гаммой. Материал: гуашь
Тема 5. Аппликация «Замок осени» - понятия ритм, контраст, силуэт.
Вырезание цветных геометрических фигур и составление постройки на
темном( холодном ) фоне. Материал: цветная бумага, ножницы, клей
Тема 6. Знакомство с видами орнамента – растительный и геометрический
орнамент в полосе. Теплая и холодная гамма.
Тема 7. Панно «Зимняя сказка» Работа с бумагой.- аппликация,
фактуризация бумаги ( прорезывание, вытягивание) Умение создавать
симметричные фигуры из бумаги без предварительного рисунка. Стилизация.
Материал: бумага белая, цветная, ножницы, клей.
Тема 8. Карнавальная маска – продолжение работы с бумагой, закрепление
навыков. Материал: бумага белая, цветная, ножницы, клей, картон.
Тема 9. Новогодняя открытка - понятие стилизация. Материал: акварель,
гелевые ручки, ножницы, линейка.
Тема 10. Деревья зимой (знакомство с графической линией) – изображение
на плоскости, выразительность линий, создание орнаментированного
пейзажа. Материал: карандаш, тушь
Тема 11. Морское дно (работа с бумагой) – фактуризация, гофрировка,
сминание, создание объемных форм. Развитие фантазии. Материал: бумага,
ножницы, клей.
Тема 12. «Древо жизни» (панно, коллаж) – закрепления умения пользоваться
приемом стилизации. Знакомство с законами композиционного
9

равновесия. Материал: ткани, ножницы, картон.
Тема 13. Составление орнамента (самостоятельно)- придумать свой
орнамент, выполнить несколько композиционных эскизов. Материал: Бумага,
гуашь.
Тема 14. «Муха – цокотуха» - сказочное насекомое – развитие
наблюдательности и фантазии. Умение передать разнообразие фактур,
характера персонажа. Материал: маркер, фломастеры.
Тема 15. Открытка «Весенние праздники» Гравюра на картоне – знакомство с
техниками печати, использование рельефа. Материал: картон, гуашь, клей.
Тема 16. Панно «Первые цветы» (эмоциональное воздействие цвета)использование элементов бумажной пластики. Передача весеннего
настроения цветом (ограниченная палитра). Материал: гуашь, ножницы,
клей.
Тема 17. Контрольные просмотры. Контрольные задания, проверяющие
степень усвоения учениками программы и уровень их развития.
ВТОРОЙ КЛАСС
Тема 1. Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством
(хохлома, гжель, Мезень). Знакомство с основами кистевой росписи.
Упражнение на закрепление навыков. Материал: гуашь.
Тема 2. Сказочный сад. Декоративная композиция. Создание декоративной
композиции с использованием приемов кистевой росписи. Материал: гуашь.
Тема 3. Коллаж «Птица Осень». Использование приемов бумажной
пластики и стилизации при создании образа. Элементы орнаментации.
Материал: цветной картон, тушь.
Тема 4. Овощи. Фрукты. Декоративный натюрморт (аппликация) освоение
законов взаимосвязи цветовых пятен. Материал: гуашь
Тема 5. Сказочное дерево (линия и пятно). Выполнение упражнений по
организации линии (круги, овалы, спирали). Линия как средство
художественной выразительности. Материал: цветная бумага, тушь
Тема 6. Зимний лес. Конструирование из бумаги. Использование приемов
стилизации. Прорезные элементы. Холодная гамма, цветной фон. Симметрия
и асимметрия. Материал: бумага, ножницы.
Тема 7. Открытка - сюрприз (новогодняя символика). Использование
элементов бумажной пластики. Коллаж. Монотипия. Материал: бумага
цветная, ножницы, клей, картон.
Тема 8. Буква - картинка. Буква - образ. Преображение буквы или некоторых
ее элементов в орнаментальные фигуры. Материал: гуашь, акварель.
Тема 9.. Виды орнаментов. Исторические стили. Виды орнаментов. 6
10

растительные, животные, комбинированные. Выразительные средства
орнамента. Материал: акварель, гуашь.
Тема 9.1. Растительный орнамент в полосе (черная краска). Этапы
выполнения растительного орнамента в стиле народной росписи. Чувство
ритма. Материал: гуашь (черная и красная)
Тема 10. Шаль (квадрат) черный фон. Заполнение квадрата узорами в стиле
народной росписи. Общая композиция и деталировка. Равновесие. Гармония
больших пятен в сочетании с мелкими деталями. Материал: гуашь
Тема 11. Графический ковер. Разнообразие графических фактур.
Разнообразные графические приемы. Новое средство выразительности –
штрих. Материал: маркер, гелевые ручки, серебро, золото.
Тема 12. Личный знак (графика, виды печати). Знакомство с техникой
монотипии. Упражнения по технике печати. Материал: картон, тушь,
стекло, гуашь, клей ПВА.
Тема 13. Анималистический жанр в народном и профессиональном
декоративно-прикладном искусстве. Конструирование силуэтного
изображения животного из кусков цветной бумаги или ткани определенных
геометрических форм. Родственные цвета. Материал: Бумага цветная, ткань,
ножницы, клей.
Тема 14. Сказочный город (эскиз мозаики). Ознакомление с видами
монументально-прикладного искусства: мозаика, фреска, витраж. Материал:
цветная бумага, ножницы, клей.
Тема 15. Времена года (декоративное панно). Использование принципа
орнамента в решении композиции. Материал: смешанная техника.
Тема 16. Контрольные просмотры. Контрольные задания, проверяющие
степень усвоения учениками программы и уровень их развития.
ТРЕТИЙ КЛАСС
Тема 1. Зарисовки растений (цветы, травы, листья) – изучение особенностей
строения растений. Зарисовки с применением различных техник и
материалов. Материал: тушь, уголь, сангина, палочка
Тема 2. Упражнения для освоения приемов народной росписи – освоение
приемов стилизации и принципов композиции в народном искусстве.
Материал: гуашь, белила, синяя.
Тема 3. Иллюстрации к русской сказке или былине – показ иллюстраций
Билибина, Мавриной, Блинова. Выполнение композиции на основе изучения
подготовительного материала. Использование мотивов народного искусства.
Материал: акварель, гуашь, тушь
Тема 4. Декоративная рама к иллюстрации – эскиз – орнамент в полосе.
11

Выполнение с использованием приемов кистевой росписи ограниченной
палитрой в 2-3- цвета. Материал: гуашь
Тема 5. Шрифт. Инициал – изучение и изображение букв на основе
кириллицы. Орнаментация. Материал: гуашь, акварель, фломастеры.
Тема 6. Новогоднее украшение – роспись в форме колокольчик Материал:
гуашь
Тема 7. Цирк. Эскиз витража – витраж – средство художественного
оформления интерьера. Использование ритма и контрастных цветовых
отношений. Черный контур. Материал: гуашь, карандаш.
Тема 8. Фантастический город. Конструирование из бумаги – зависимость
формы от назначения предмета. Знакомство с приемами макетирования.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Тема 9. Зооморфный орнамент в сетке – изображение стилизованных
животных (эскизы). Выбор мотива модуля. Цвета контрастные. Материал:
гуашь.
Тема 10. Декоративный натюрморт – выполнение серии эскизов в 3 тона.
Материал: гуашь.
Тема 11. Куб (конструирование из бумаги) – работа с объемом. Развитие
пространственного мышления (ребро 10 см). Материал: линейка, ножницы,
карандаши, клей.
Тема 12. Открытка (Весенние праздники) – выполнение открытки с
использованием элементов бумажной пластики ( ограниченная цветовая
гамма) Материал: смешанная техника.
Тема 13. Контрольные просмотры. Контрольные задания, проверяющие
степень усвоения учениками программы и уровень их развития.

12

Ш. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Прикладное творчество» является
приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
 знание понятий "декоративно-прикладное искусство",
"художественные промыслы";
 знание различных видов и техник декоративно-прикладной
деятельности;
 умение работать с различными материалами;
 умение работать в различных техниках: плетения, аппликации,
коллажа, конструирования;
 навыки заполнения объемной формы узором;
 навыки ритмического заполнения поверхности;
 навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного
изображения.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Оценка качества реализации учебного предмета осуществляется путем
контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Основными принципами
проведения и организации всех видов контроля успеваемости является
систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.
Цель аттестации
Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить
успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на
данном этапе.
Виды аттестации
Оценка качества реализации учебного предмета включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль
1. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию
домашних занятий, имеет воспитательные цели и может носить
стимулирующий характер.
2. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и дневник учащегося. На основании результатов
текущего контроля выводятся четверные оценки.
13

При оценивании учитывается:
- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке;
- темпы продвижения.
3. Формы текущего контроля включают в себя:
- текущие учебные задания,
- творческие задания;
-участие в школьных и городских конкурсах, школьных, районных и
городских выставках.
Промежуточная аттестация
1. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.
2) Основными формами промежуточной аттестации являются:
- зачеты в виде контрольных просмотров аудиторных и самостоятельных
работ в конце второго полугодия для учащихся 1, 2, 3 классов.
3) Контрольные просмотры проводятся в классе на аудиторном занятии
и оцениваются комиссией не менее чем из двух преподавателей с
выставлением отметки.
По окончании срока реализации учебного предмета оценка заносится
в свидетельство об окончании школы.
Помимо обязательного выполнения заданий текущей и промежуточной
аттестации учащиеся принимают участие в выставках, творческих
конкурсах, культурно - просветительских и общешкольных мероприятиях.
Содержание промежуточной аттестации
Работа, выполненная учащимися должна включать следующие виды заданий:
1класс
Выполнение геометрического орнамента в заданном формате и
цветовой гамме.
2 класс
Выполнение декоративной композиции с использованием элементов
стилизации.
3 класс
Выполнение декоративной композиции с использованием приема
стилизации и орнаментальной техники.
14

К выполненным заданиям должны быть представлены подготовительные
эскизы, наброски, зарисовки отражающие работу с материалом.
Задания, представленные к промежуточной аттестации, должны быть
выполнены в различных техниках, отражать умение учащихся работать с
различными материалами: акварель, гуашь, пастель, монохром.
2.Критерии оценки
Параметры исполнения
оценка

5

5-

4

Соответствие
представленных работ
программным требованиям

Представленные работы
полностью соответствует
программным требованиям

Представленные работы
полностью соответствует
программным требованиям

Представленные работы
полностью соответствует
программным требованиям

Уровень исполнения представленных работ
Уверенное владение навыками, предусмотренными
программными требованиями. Грамотность и
уравновешенность композиции, правильное
расположение элементов заданном формате. Цветовая
гармонизация. Оригинальность и декоративность
пластического решения стилизованного объекта.
Проявление творческой фантазии и воображения.
Наличие технических навыков работы с материалом.
Аккуратность и завершенность работы.
Уверенное владение навыками, предусмотренными
программными требованиями. Грамотность и
уравновешенность композиции, правильное
расположение элементов заданном формате. Цветовая
гармонизация. Оригинальность и декоративность
пластического решения стилизованного объекта.
Проявление творческой фантазии и воображения.
Наличие технических навыков работы с материалом .
Недостаточность качества исполнения, аккуратности,
разнообразия . Завершенность работы.
Владение навыками, предусмотренными
программными требованиями. Достаточно
грамотная и уравновешенная
композиция, достаточно правильное расположение
элементов заданном формате. Цветовая гармонизация.
Достаточная декоративность пластического решения
стилизованного объекта. Достаточное проявление
творческой фантазии и воображения. Технические
навыки работы с материалом с погрешностями.
Недостаточность качества исполнения, аккуратности,
разнообразия. Недостаточная завершенность работы.

15

4-

Представленные работы
полностью соответствует
программным требованиям

3

Представленные работы не
полностью соответствует
программным требованиям

3-

2

Представленные работы не
полностью соответствует
программным требованиям

Представленные работы не
полностью соответствует
программным требованиям

Недостаточное владение навыками,
предусмотренными программными требованиями.
Композиция, расположение элементов заданном
формате с погрешностями. Цветовая гармонизация.
Недостаточная декоративность пластического
решения стилизованного объекта. Технические
навыки работы с материалом с погрешностями.
Недостаточность качества исполнения, аккуратности,
разнообразия . Недостаточная завершенность работы.
Ограниченное владение навыками,
предусмотренными программными требованиями.
Композиция, расположение элементов заданном
формате со значительными погрешностями. Нет
цветовой гармонизации.
Нет декоративности стилизованного объекта.
Технические навыки работы с материалом со
значительными погрешностями. Слабое качество
исполнения работы. Незавершенность работы.
Крайне слабое владение навыками,
предусмотренными программными требованиями.
Композиция, расположение элементов заданном
формате с значительными погрешностями. Нет
цветовой гармонизации.
Нет декоративности стилизованного объекта.
Технические навыки работы с материалом крайне
слабые. Незавершенность работы.
Отсутствие навыков, предусмотренных
программными требованиями. Композиция не
выполнена. Технически крайне слабое исполнение
работы. Незаконченность работы.

16

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески
подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им
методики. Применение различных методов и форм (теоретических и
практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала
и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.
Для развития навыков творческой работы учащихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей
младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала является формирование умения у учеников применять полученные
ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся
предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся
могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог
посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
17

- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерно самостоятельное осмысление учеником
связей между неизвестным и арсеналом своих знаний.
2. Рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено
введение самостоятельной работы. Самостоятельные занятия должны быть
регулярными и систематическими. Объем самостоятельной работы
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания
с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего
образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в
учебном заведении и методической целесообразности.
Содержанием домашних заданий могут быть:
• посещение выставок;
• поиск информации по теме;
• упражнения к изученным темам;
Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход
домашней работы учеников.
Для успешной самостоятельной работы по программе ученик должен быть
обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам,
сформированным по программам учебных предметов.
На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от
аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий
(упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением
шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих
мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного
учреждения.

18

VI. Список литературы и средств обучения
1. Список методической литературы
1. Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина.- М, 1993
2. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
4. Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла
своими руками. Белый город, 2010
5. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975
6. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008
7. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия,
АСТ-Пресс Книга, 2009
8. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
9. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
10. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.:
«Изобразительное искусство»,1984
11. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
12. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
13. Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И.,
2007
14. Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник /
Сост. Теличко А.А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
15. Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2010
16. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006
17. Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Астпресс, 2006
18. Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и
художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009
19. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985
20. Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. “Филимоновская
игрушка”
2.Список учебной литературы
1. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
19

2. Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
3. Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010
4. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2010
5. Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003
6. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003
7. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.:
АСТ, 1998
3. Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».