Общее фортепиано. Пояснительная записка. Центром музыкального воспитания и образования детей являются ДМШ и ДШИ. МКУ ДО «Детская Школа Искусств имени Аллы Джалиловой» по структуре образовательного процесса является детской школой искусств (ДШИ). Основная задача программы: дать общее музыкальное образование, сформировать эстетические вкусы, воспитать подготовленного слушателя, обучить игре на музыкальных инструментах, развить творческие задатки обучающихся групповых отделений центра. Часто в ДШИ учатся дети не только с хорошими, но и минимальными музыкальными данными и такие условия диктуют новые требования к учебным планам и образовательным программам. Целью введения учебного плана по общему фортепиано в образовательный процесс ДШИ является создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению и наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, предъявленными к музыкальной педагогике. Задачи, решаемые с помощью учебных планов в ДШИ: 1. обеспечение условий для выполнения одной из важнейших задач художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства; 2. обеспечение условий для совершенствования и сохранений традиций художественного образования; 3. создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся. Направления в работе: основной этап обучения охватывает учащихся 1 – 7 классов. В соответствии с определенными целями и задачами обучения, в работе по предмету общее фортепиано на театральном и хореографическом отделениях используется общее эстетическое (инструментальное музицирование) направление. Определяющим фактором контроля становится целесообразный подбор общемузыкальное педагогического развитие и приобщение репертуара, ребенка нацеленного к на любительскому музицированию («игре для себя»), построение учебного процесса так, чтобы овладение им нашло свое практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы. Следовательно, репертуар следует выбирать любимый детьми, доступный, данный в изложении эстраднопесенного материала. При появлении повышенного интереса, развитии способностей и уровня исполнительского мастерства происходит естественная корректировка в обучении. Содержание курса общего фортепиано на хореографическом и театральном отделениях. Цель курса – воспитание подготовленного слушателя, активного потребителя духовных ценностей, способного к обоснованному суждению, владеющего навыками самостоятельного музицирования. Задачи курса: привитие интереса и любви к музыкальному искусству; развитие художественного вкуса, умения чувствовать и принимать прекрасное; развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков; исполнение жанров; доступных музыкальных произведений различных воспитание навыков домашнего музицирования; накопление музыкальных впечатлений. Содержание работы: 1. освоение посильно классического и вспомогательного учебного материала (танцевального, песенного, обработок и др.); 2. развитие слуха, ритма, памяти; 3. игра в ансамблях; 4. чтение нот с листа; 5. освоение навыков аккомпанемента; 6. освоение технических формул; 7. подбор по слуху; 8. целенаправленное слушание музыки (концерты, записи); 9. организация тематических вечеров (знакомство с творчеством композиторов, беседы о музыкальных жанрах). Форма занятий: индивидуальный урок. Формы контроля успеваемости: контрольные уроки (с анализом результатов развития учащихся) академические концерты (1 раза в год с оценкой) концерты для родителей творческие вечера тематические викторины и концерты. Учет успеваемости в течении года осуществляется 1 раз в четверть в виде контрольного урока. Участие в концертах, тематических вечерах приравнивается к выступлению на академическом концерте. 5 класс – переводной экзамен: свободный выбор (программа из трех произведений). 7 класс – выпускной экзамен: свободный выбор программы, состоящей из 4 произведений. Критерий контрольных требований. Грамотность и культура исполнения Владение основными навыками игры Наличие тенденций развития учащегося Выражение заинтересованности Принцип оценки: поощрение, оценка – как вознаграждение за труд и наличие роста в исполнительском мастерстве. 1 класс В течении учебного года ученик должен пройти 10 – 11 различных по форме музыкальных произведений: народные, детские песни, пьесы с элементами полифонии, легкие сонаты, вариации, ансамбли. Гаммы мажорные: До, Соль отдельно каждой рукой в 2 октавы. Трезвучия аккордами по 3 звука с обращениями каждой рукой отдельно. Чтение с листа: легчайших произведений каждой рукой отдельно. Подбор по слуху: небольших попевок (4 – 6 звуков), подбор выученной песенки от различных белых клавиш, усвоение навыков простейшей гармонизации с использованием в басу главных ступеней: T – D, T – S, T – S – D – T. Репертуар: 1.Салютринская. Русская песня (a moll) 2. М. Любарский. Украинская народная песня ( e moll) 3. В. Леденев. Маленький канон (f moll) 4. И. С. Бах. Волынка (d moll) 5. Литкова. Вариации на тему б.н.п. «Гришка 6. Назарова. Маленькая сонатина (a moll) 7. Филлип. Колыбельная. 8. Дж. Сигмейстер. Старый духовой оркестр. 9. Курочкин. Вальс. 10. Парусинов. Эхо. 11. Волков. Незабудка. 12. Холмина. В дождик. 13. Левитин. Марш. 14. А. Гедике. Этюд № 20 C Dur 15. Любарский. Этюд № 29 e moll 16. К. Черни. Этюд № 38 C Dur 17. И. Беркович. Этюд № 39 f moll 18. Л. Шитте. Соч. 108. «25 маленьких этюдов» № , 2, 3, 4, 9, 10, 12, 13, 20 2 класс В течении года ученик должен пройти 7 – 8 различных по форме музыкальных произведений классического репертуара: 2 пьесы полифонического склада 1 произведение крупной формы 2 – 3 этюда или пьесы подвижного характера на различные виды техники 2 разнохарактерные пьесы. 1 ансамбль Освоение пьес дополнительного репертуара с учетом потребностей и возможностей учащегося. Гаммы: мажорные До, Ре, Ми, Соль, в две октавы в прямом движении двумя руками. Минорные гаммы: Ля, Ми (3 вида) в прямом движении отдельно каждой рукой. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука отдельно каждой рукой. Игра трезвучий главных ступеней в данных гаммах. Чтение с листа наиболее легких мелодий по возможности с простейшим сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу, освоение простейших ритмических фигур. Подбор по слуху простых мелодий, транспонирование в удобные тональности в пределах возможностей учащегося, развитие навыков простейшей гармонизации с использованием трезвучий главных ступеней: T – D, T – S, T – S – D – T. Репертуар: 1. И.С.Бах. Менуэт из нотной тетради Анны Магдалены Бах Менуэт с moll. 2. А. Гондельвейзер. Фугетта a moll 3. И. Пахельбель. Сарабанда. 4. Д. Скарлатти. Ария. 5. А. Дюбюк. Русская песня с вариацией. 6. Л. Бетховен. Сонатина F Dur 7. А. Диабелли. Рондо из Сонатины № 1. 8. Ф. Кулау. Вариации G Dur 9. И. Тищенко. Воспаминания. 10. М. Андреева. Загадка. 11. И. Королькова. Капельки. 12. И.Беркович. Игра. 13. Ц. Кюи. Мыльные пузыри. 14. М. Старокадомский. Зимняя сказка. 15. Р.н.п. На горе стоит верба. 16. Укр.н.п. За городом качки плывут. 17. А. Роули. Акробаты. 18. Ю.Вейсберг. Выйди, Маша. 19. А.Руббах. Воробей. 20. Р.н.п. Заинька (обр. А.Гедике). 21. И.Лотман. Эхо. 22. Р.н.п. Утёнушка луговая. 23. А.Дюбюк. Русская песня с вариацией. 24. И.Беркович. Идёт дождь. 25. Укр.н.п. На горе, горе. 26. Л.Лукомский. Полька. 27. Н.Руднев. Шебетала пташечка. 28. И.Кореневская. Дождик. 29. С.Ляховицкая. Шуточка-дразнилка. 30. Н.Любарский. Чешская песня. 3 класс В течении учебного года ученик должен пройти 10 – 12 произведений классического репертуара: 1 полифоническая пьеса 1 произведение крупной формы 3 разнохарактерные пьесы 2 – 3 этюда 1 ансамбль Освоение пьес дополнительного репертуара с учетом потребностей и возможностей учащегося. Гаммы мажорные: до 3 диезов и двух бемолей в прямом движении в две октавы двумя руками, в противоположном – с симметричной аппликатурой. Минорные ля, ми, си (натуральный, гармонический, мелодический), в прямом движении двумя руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука двумя руками, арпеджио короткие по 4 звука и длинные отдельно каждой рукой. Хроматические гаммы в 2 октавы каждой рукой отдельно. Чтение с листа доступного материала двумя руками с минимальным количеством знаков, освоение более сложных ритмических фигур. Подбор по слуху знакомых мелодий, подбор аккомпанемента в виде простейших оборотов: T – D6 – T, T – S4 – T, T – S4 – T – D6 – T, знакомство с простейшими фактурными вариантами аккомпанемента (полька, вальс, песня) транспонирование в удобной тональности. Репертуар: 1. Г. Телеман. Аллегро. 2. В.А. Моцарт. Ария. 3. И. Кребс. Менуэт. 4. А. Скултэ. Ариетта. 5. А. Жилинскис. Тема с вариациями. 6. С. Халаимов. Вариации на тему бел. нар. песни «Перепёлочка»». 7. Д. Чимароза. Соната g moll. 8. А. Гречанинов. Этюд (E dur). 9. Ф. Лекупэ. Этюд (a moll). 10. Е. Гнесина. Этюд (D dur). 11. Укр.н.п. Ой, летает сокол. 12. И. Шишов. Песня. 13. В.А .Моцарт. Вальс. 14. М. Глинка. Полька. 15. С. Майкапар. Мимолётное виденье. 16. Ю. Виноградов. Танец медвежат. 17. И. Королькова. Воробьишка. 18. Н. Леви. Маленький вальс. 19. Б. Дворионас. Прелюдия. 20. А. Дроздов. Неаполитанская песенка. 21. В.А. Моцарт. Маленькая пьеса. 22. Б. Антюфеев. Весёлый танец. 23. Ю. Рожавская. Марш. 24. С. Халаимов. Вариации на тему бел. нар. песни «Перепёлочка»». 25. М. Глинка. Жаворонок -ансамбль. 26. П. Чайковский. Мой Лизочек -ансамбль. 8. А.Гречанинов. Этюд (E dur). 9. Ф. Лекуппэ. Этюд (a moll). 10. Е. Гнесина. Этюд (D dur). 4 класс В течении учебного года ученик должен пройти 10 – 12 произведений классического репертуара: 1 – 2 полифонические пьесы 1 произведение крупной формы 2 разнохарактерные пьесы 2 этюда 1 ансамбль Дополнительный репертуар в пределах возможностей учащегося. Гаммы мажорные: до 4-х диезов и 2-х бемолей в четыре октавы двумя руками, в противоположном движении – с симметричной аппликатурой. Минорные: ля, ми, ре, си в противоположном движении двумя руками в четыре октавы. Аккорды по трем звукам двумя руками в четыре октавы. Арпеджио короткие и длинные двумя руками по возможности в четыре октавы в 3 – 4 гаммах. Хроматические гаммы двумя руками в прямом движении. Чтение с листа: совершенствование ранее приобретенных навыков. Подбор по слуху доступных популярных мелодий и подбор к нему аккомпанемента, продолжение освоения различных фактурных вариантов аккомпанемента, освоение новых гармонических оборотов в пределах возможностей учащегося, освоение буквенных обозначений аккордов. Репертуар: 1. Я. Ваньгал. Анданте. 2. И. Мартенс. Пьеса. 3. И.С. Бах. Инвенция a moll 4. И. Ципполи. Фугетта e moll 5. А. Диабелли. Сонатина G Dur 6. М. Клементи. Сонатина F Dur 7. С. Майкапар. Вариации на тему рус. нар. песни f moll 8. А. Александров. Башкирские мелодии. 9. Л. Бетховен. Пять шотландских нар. песен (по выбору). 10. Н.Васильев. Прогулка. 11. М. Глинка. Полька; Чувство; Простодушие. 12. Р. Глиэр. Соч.43; Маленький марш; Мазурка; Утро; Ариетта. 13. А. Гричанинов. День ребёнка. 14. Г. Григорян. Маленьким якутским музыкантам. 15. Д. Кабалевский. Таккатина; Шуточка; Скерцо; Клоуны. 16. В. Косенко. Вальс; Полька; Скерцино. 17. А. Хачатурян. Андантино. 18. И. Беркович. Маленькие этюды: №№ 33-40. 19. Е. Гнесина. Маленькие этюды для начинающих, тетрадь 4 №№31-33 20. Г. Григорян. 2 этюда. 21. Т. Лак. Соч.172. Этюды №№ 5,6,8. 5 класс В течении учебного года ученик должен пройти 7 – 8 произведений классического репертуара: 1 – 2 полифонические пьесы 1 произведение крупной формы 2 разнохарактерные пьесы 2 этюда 1 ансамбль Дополнительный репертуар в пределах возможностей учащегося. Гаммы мажорные: до 4 диезов и 3-х бемолей в прямом движении в четыре октавы, в противоположном движении – с симметричной аппликатурой. Минорные: до 3 знаков в прямом движении. Аккорды по 3 звука двумя руками в четыре октавы по 4 звука – отдельно каждой рукой. Арпеджио короткие и длинные двумя руками, ломанные – отдельно каждой рукой. D7 построить и разрешить. Хроматические гаммы в прямом движении в 4 октавы двумя руками. Чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование – совершенствование ранее приобретенных навыков. Репертуар: 1. И.С. Бах. Двуголосные инвенции: № 1(C Dur), № 4(d moll). 2. И.С. Бах. Француская сюита № 2 (C dur) , Ария, Менуэт. 3. Г. Гендель. Аллеманда из сюиты соль мажор. 4. С. Скарлатти. Фугетта до мажор. 5. Д. Бартнянский. Соната до мажор 6. Д. Кабалевский. Лёгкие вариации на тему словацкой песни. 7. М. Клементи. Сонатина ре мажор, сонатина соль мажор. 8. Д. Чимароза. Соната до мажор. 9. Р. Глиэр. Романс, Листок из альбома, Вальс; Арлекин 10. К. Дебюсси. Маленький негритенок. 11. С. Майкопар. Романс.; Токкатина. 12. С. Прокофьев. Утро; Вечер. 13. П. Чайковский. Сладкая грёза. 14. В. Косенко. Юмореска. 15. Г. Пахульский. Прилюд. 16. Г. Беренс. Этюды.Соч.61, №№ 1-10, 25-27. 17. А. Бертини. Этюды соч. № 29,32 №№ 6, 9-14, 16, 17. 18. Т. Лак. Этюды соч.75 и 95:1,3,4,10. 19. А. Лешгорн. Этюды соч.38 №№ 2,5,10. 20. Г. Ревина. Этюды соч. 60 №№ 5, 22, 23. 21. В. Азарашвили. Вальс – ансамбль. 22. Г. Фрид. Веселая прогулка – ансамбль. 23. С. Халаимов. Сладкоежка – ансамбль. 6 класс В течении учебного года ученик должен пройти 8 – 10 произведений: 1 – 2 полифонические пьесы 1 произведение крупной формы 2 разнохарактерные пьесы 2 – 3 этюда 2 аккомпанемента Дополнительный репертуар в пределах возможностей учащегося. Гаммы: мажорные до 5 диезов и 4 бемолей в прямом и расходящемся движении (с симметричной аппликатурой). Минорные: до четырех знаков в прямом движении. Арпеджио короткие, ломанные, длинные. Аккорды по возможности по 4 звука. Хроматические гаммы в прямом движении, от Ре и Соль диез – в противоположном. D7 – построить и разрешить, арпеджио длинные двумя руками от белых клавиш, ум.VII7 построить и разрешить, короткие арпеджио отдельно каждой рукой. Чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование – совершенствование ранее приобретенных навыков. Репертуар: 1. И. Кирнберг. Полонез. 2. И. Маттесон. Менуэт. 3. Ж.-Ф.Рамо. Ригодон. 4. Д. Чимароза. Соната a moll. 5. Ф. Шпиндлер. Сонатина C Dur. 6. Г. Бенда. Сонатина G Dur. 7. Д. Кабалевский. Танец. 8. А. Орфеев. Листок из альбома. 9. М. Глинка. Прощальный вальс. 10. С Майкапар. Стаккато-прелюдия. 11. Н. Раков. Полька. 12. К. Дебюсси. Маленький негритенок. 13. Д. Дварионас. Вальс. 14. С. Рахманинов. Итальянская полька. 15. М. Парцхаладзе. Вальс. 16. А. Жилинскис. Осенью. 17. И. Беркович. Прелюдия. 18. Н. Мордасов. Настроение. 19. Г. Бертини. Этюд соч.29, №16. 20. Л. Шитте. Этюд соч.68, №5. 21. С. Геллер. Этюд соч. 45, № 18. 22. Г. Фрид. Театральный вальс – ансамбль. 23. А. Петров. Полька- ансамбль. 7 класс Помимо экзаменационной программы ученик должен пройти не менее 4 – 5 различных по форме музыкальных произведений (возможно в качестве ознакомления), в том числе 1 – 2 аккомпанемента, 1 – 2 ансамбля. Репертуар: 1. Н. Мясковский. В старинном стиле. 2. Д. Циполи. Фугетта 3. И.Фишер. Рондо. 4. А. Диабелли. Сонатина a moll. 5. Ф. Кулау. Сонатина C Dur. 6. Й. Гайдн. Романс с вариациями F Dur. 7. А. Гречанинов. Звездная ночь. 8. В. Ребиков. Осенние листья. 9. Р. Глиэр. Листок из альбома. 10. Н. Раков. Первая фиалка. 11. Н. Мордасов. Босса-нова. 12. Р. Шуман. Дед Мороз. 13. Т. Попатенко. Полька. 14. Ф. Шуберт. Вальс. 15. Э. Григ. Вальс. 16. А. Глазунов. Миниатюра. 17. Г. Бертини. Этюд соч. 29, № 12. 18. Л. Шитте. Этюд соч. 68, № 7. 19. Ж. Равина. Этюд соч. 60, № 22 Дополнительный репертуар. Задача педагогов музыкальной школы – облегчить детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому именно репертуар является одним из главных факторов в обучении учащихся комплексу важнейших навыков музицирования, самостоятельного творчества: игре по слуху, транспонированию, чтению с листа, игре в ансамбле, умению аккомпанировать, сочинению и импровизации. Пришло время расширять рамки учебного материала. Основные источники его пополнения – это сочинения современных композиторов, создаваемые специально для детского музицирования, обработки народных песен, эстрадные произведения, а также новые публикации произведений старинных мастеров. Задача педагога раскрыть перед детьми динамическую взаимосвязь между музыкальным населением прошлого и современной музыкой, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки. Список литературы. 1. О. Геталова, И. Визная. В музыку с радостью «Композитор» С.-П., 2002г. 2. Учитель, ученик, рояль. Пособие для начинающих играть и петь. «Союз художников» С.-П., 2002г. 3. О. Булаева, О. Геталова. Учусь импровизировать и сочинять. Тетради I – IV «Композитор» С.-П., 1999г. 4. Т.И. Смирнова. Allegro фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1 – 4, 10 – 19, М.,1999г. 5. Буратино за фортепиано. Популярные детские песни. Облегченное переложение Г.И. Фиртича В 1 – 5 «Композитор» С.-П., 1998г. 6. Копилка. Переложение популярных мелодий для фортепиано А. Лукиных вып. 1, 2, 3. Воткинск, 1993г. 7. Хромушин. В джазе только дети. Этюды с элементами джаза для маленьких. «Союз художников» С.-П., 2001г. 8. Хромушин. Сонаты с элементами джаза для 3 – 7 кл. ДМШ. «Союз художников» С.-П., 2001г. 9. Хромушин. Джентльменский набор начинающего джазмена. «Союз художников» С.-П., 2001г. 10. Джаз для детей. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. С.А. Барсукова В 1,2 Ростов на Дону «Феникс», 2002г. 11. Обучение с увлечением. Нескучная антология облегченных переложений популярных мелодий. Сост. И. Веденина, А. Соколов В 1 – 10 «Мелограф» М., 2000г. 12. Nostalgi. Популярные зарубежные мелодии в легком переложении для фортепиано. С.-П., 2000г. 13. А. Маклыгин. Импровизируем на фортепиано. Фактурные рисунки. М.,1999г. 14. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования, методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ / сост. Г.И. Шатковский – М.: 1986 – 91с. 15. Пьесы, сонатины, вариации, и ансамбли для фортепиано ( 5-7 классы детской музыкальной школы. Сост. С.А. Барсукова Ростов-на-Дону «Феникс», 2003 г. 16. Юному музыканту- пианисту ( 1-5 классы детской музыкальной школы) Сост. Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова Ростов-на-Дону «Феникс», 20092010 г. г.